Портал karate.ru опубликовал интервью c исполнительным директором клуба «Альфа-Будо» Сергеевым Андреем Валентиновичем.
Главный тренер сборной Москвы по каратэ Андрей Сергеев уже воспитал призеров Олимпиады. Правда с одной оговоркой — игры, где разыгрывались медали в каратэ — Сурдолимпийские, для спортсменов с нарушениями слуха. Но заслуга и каратистов, и тренеров от этого меньше не становится. Мы побеседовали с Андреем Валентиновичем о том, как готовят будущих чемпионов.
— Андрей Валентинович, вы занимаетесь каратэ с 1979 года. Как, на ваш взгляд, за эти годы изменилось отношение к каратэ?
— Когда я только начинал заниматься каратэ, то для меня это было что-то вроде первого полета в космос. Все что относилось к каратэ — это как запретный плод, который все время хотелось вкусить. Но не так все было просто. Найти секцию было тяжело, все было завуалировано. Прийти на тренировку можно было только по чьей-то рекомендации или с товарищем, который там занимается. Достать кимоно была большая проблема, даже форма для дзюдо в магазине продавалось очень редко. Но тренеров это не волновало: на тренировку ты должен прийти в кимоно.
Первый тренер, к которому я попал, был Владимир Травин. Школа наша находилась рядом с метро Коломенская. Это было в 1979 году. Ну а дальше втянулся. Из 100 занимающихся каратистов к концу года осталось всего 50. Но это были настоящие фанаты каратэ. Там я и познакомился со своими друзьями — Русланом Ахметжановым и Евгением Усачевым, которые до сих пор находятся рядом и принимают участие в жизни клуба «Южный» и клуба «Альфа Будо», которые я возглавляю.
Каратэ сегодня — разительно отличаются от того, что я увидел в 1979 году. Разнообразие стилевых направлений, контактных видов. Порой очень тяжело определиться, куда идти заниматься. Я думаю, что когда есть разнообразие, то можно сравнить и выбрать наиболее подходящее для себя или ребенка направление в каратэ.
Хочется отметить, что сегодня интерес к каратэ не упал. Различными стилями в Москве занимаются десятки тысяч детей, подростков и взрослых. В далекие семидесятые каратэ было доступно только взрослому населению, а залов можно было пересчитать по пальцам.
Воспитанник Андрея Сергеева Ильдар Фейзрахманов (в центре) стал Чемпионом России
— В вашем клубе есть как молодые тренеры, так и тренеры со стажем. Как подбирался такой коллектив, и считаете ли вы сплав молодости и опыта идеальным?
— У меня с самого начала были помощники – это мои друзья, с которыми я начинал заниматься. Создавая клуб, я в первую очередь готовил своих учеников к тренерской деятельности. Но не все шло гладко, одни ученики уходили, другие приходили, одни хотели тренировать, другие хотели быть только спортсменами, но уже к середине девяностых сложился дружный коллектив СК «Южный». У нас в клубе висят фотографии всех тренеров с 1990 года. В 1995 года мы поменяли структуру клуба, сделали разделения по возрастам, по уровню подготовки. Это сразу дало положительный результат. Тренеры начинающих групп готовили и передавали способных и подготовленных детей тренерам детской и молодежной сборной клуба.
С 1995 года возникла необходимость в более профессиональных тренерах. Настал момент, когда молодым тренерам необходимо было получить физкультурное образование. Старшие ученики поступили в различные физкультурные и педагогические институты. И через четыре года клуб получил дипломированных специалистов, которые стали подходить к тренировкам более профессионально. Мы стали получать положительные отзывы от родителей, намного уменьшился отток детей.
Приятно, что тренеры берут очень многое из опыта моей работы и стараются не совершать тех ошибок, которые я совершал по молодости.
Уезжая на всевозможные соревнования и сборы, я всегда доверяю своим тренера, оставляя на них свою старшую сборную команду клуба.
— Вы обладаете огромным тренерским опытом. Кого сложнее подготовить: успешного спортсмена или успешного тренера?
— Что такое спортсмен? Это 10 лет и более твоей жизни. Если тренер готов потратить это время для воспитания спортсмена, то он точно добьется результата.
Тяжело подготовить спортсмена? Очень! Спортсмен — это личность не зависимо от возраст. Тренеру нужно постоянно убеждать, что он должен работать над своим совершенствованием. Нужно учитывать психологический фактор. Из колеи может выбить проигрыш на соревнованиях, учеба в школе, институте, травмы. Будущему тренеру все это нужно сложить, оценить свои возможности и принять решение: хочешь ли воспитывать спортсменов и быть тренером. Я немного обобщил ваш вопрос, но из одного следует другое. Могу сказать одно, тренер — это большая ответственность перед спортсменом, родителями и его будущей жизнью. И если ты принимаешь эту ответственность, то ты будешь достойным и успешным тренером.
— Сегодня много талантливых спортсменов выступает за Санкт-Петербург, команды из Сибири, Московскую область. Считаете ли вы, что в столице сложнее (а может быть и проще) найти талант и привести его к успеху?
— Москва – город-мегаполис с численностью населения около 13 миллионов человек. В Москве достаточно способных спортсменов, их только надо увидеть. В столице сформировались отличные клубы, которые могут удержать, тренировать, содержать и продвигать способных спортсменов. Но вопрос оттока начинающих каратистов очень актуален для нашего региона. Те кто был в Москве знает, что такое добраться из одного конца города в другой: полтора часа в одну сторону — два часа тренировка — полтора часа обратно. Получается 5 часов надо потратить на занятия каратэ. Все это сначала ложится на родителей, потом на спортсмена. Не все готовы жертвовать свое личное время на тренировки, это один из самых основных факторов потери атлетов.
— Вы работаете со спортсменами с ограниченными возможностями. В чем заключаются особенности тренировок? Некоторые специалисты утверждают, что такие ребята более обучаемы. Так ли это?
— Да ни каких особых тренировок я с ними не провожу. Во-первых, следует сказать сразу — по сути это здоровые ребята. Из этого следует, что они должны общаться и тренироваться со слышащими спортсменами. Наконец, у них очень большая мотивация – стать Сурдлимпийскими чемпионами. Никаких неудобств в тренировочном процессе я с ними не испытываю.
Сурдлимпийская сборная России
— Как вы пришли к тому, чтобы тренировать спортсменов с нарушениями слуха?
— Все началось в 2007 году. Федерация единоборств глухих вышла на Московскую федерацию каратэ с просьбой помочь им в организации тренировок и соревнований, подготовке спортсменов. Леонид Львович Попов (Президент МФК) попросил оказать им поддержку. Я пригласил к себе в зал руководителей спорта глухих и спортсменов, которые хотят заниматься каратэ. В Москве их оказалось всего три человека. С них все и началось.
Потом первый Чемпионат России, где принимало участие 25 спортсменов из Санкт-Петербурга, Саратова, Уфы, Москвы, Воронежа. В 2008 году подготовили команду для участия в Чемпионате мира во Франции, где уже начали занимать призовые места. В 2009 впервые на Сурдлимпийских играх было представлено каратэ по правилам WKF. Одно серебро и две бронзовые медали увезли московские каратисты. За эти годы команда России заняло лидирующее места в мировом каратэ среди глухих.
— Насколько каратэ помогает таким ребятам социализироваться?
— Все ребята, которые начали тренироваться решили поступить в ВУЗы, такие как РГСУ (Российский государственный социальный университет), МВТУ им. Баумана. На сегодняшний день многие закончили и получили дипломы о высшем образовании. Могу сказать, что эти ребята очень умные и грамотные, от них идет огромная поддержка и помощь в проведении различных мероприятий, связанных со спортом глухих.
— Вы воспитали талантливых спортсменов-сурдолимпийцев, а также множество мастеров спорта. Каким успехом вы гордитесь больше всего?
— Я не могу разъединить успехи сурдлимпийцев и здоровых спортсменов. Это часть моей жизни и их, моей как тренера, их как спортсменов. Мы все шли к этим успехам одинаково, через спортивные сборы, отборочные соревнования, через большую конкуренцию. И мне очень приятно видеть моих воспитанников на пьедестале Сурдлимпийских игр, Чемпионате мира, Чемпионате Европы.
Сергей Челышев